«Только путём наблюдения и чуткого отношения к ребёнку можно добиться высоких результатов», — в этом уверена Мукашева Ляйля Саламатовна, руководитель центра Монтессори «Жулдыз», а также председатель Казахстанской Ассоциации Монтессори.
Ваш центр — один из первых в Казахстане. Почему вы решили открыть именно центр Монтессори?
Решение выросло из материнского желания. Я хотела помочь своему ребёнку, а уже потом нашла в этом профессиональную значимость. Меня всегда интересовали дети, всегда хотелось дать им лучшее. И в конце концов пришло понимание, что это дело — моё, и сейчас душа получает от работы неимоверное удовольствие.
Как развивался Ваш центр Монтессори?
В самом начале к нам приходили совсем малыши: полтора-два года. И родители спрашивали: «А что дальше?» И мы принимали решение открывать следующее звено, потом ещё одно…

В конце концов центр достиг уровня школы. Родители нас просили, и мы шли дальше. Но дело не только в их просьбах. Мне было и самой жаль отдавать детей в чьи-то руки после плодотворной работы. Мне важно видеть результат.
Методика Марии Монтессори существует около ста лет. За этот период у методики много и сторонников, и противников. Некоторые считают, что после Монтессори ребёнок хуже адаптируется к окружающей среде и не может учиться в обычной школе.
Да, мифов много.Но на самом деле адаптация проходит хорошо — это могут подтвердить родители, которые затем отдают своё чадо в обычные школы. Дети всё равно остаются детьми. Вопрос не в них, а в том, к чему именно они привыкают. Например, в школах главное послушание, умение сидеть за партой по 30-40 минут. А в классе Монтессори дети заняты гораздо дольше: они проводят время, например, за стиркой или мытьём посуды. Такие занятия учат концентрировать внимание, дети начинают лучше слушать.
В наших классах дети за партами не сидят — они находятся в постоянном общении, причём происходит взаимодействие и с младшими, и со старшими звеньями. Так что слух, что дети не умеют общаться друг с другом после наших уроков, — это очередной миф.
Ещё в обычных школах многое сводится к оценочности. И здесь на помощь нашим выпускникам приходит замечательное качество — умение адаптироваться. Дети хорошо адаптируются к изменениям, ведь у нас нет ни одного дня, похожего на другой. То есть они привыкают, что рутины и однотипности мало. Мы готовим их к новой жизни заранее: часто говорим, что скоро они пойдут в школу, и там придётся сидеть за партой определённое количество времени и отвечать на вопросы учителя.
Но всё-таки есть и то, что дети могут получить только у нас. И это удовлетворение любопытства на все сто процентов. Например, ребёнку хочется изучать динозавра. И мы ему даём возможность изучать этого динозавра хоть месяц, причём в разных ракурсах. Мечтают узнать больше о планетах — пожалуйста, будем изучать космос. А в школах есть чётко регламентированная программа, и ребёнка с самого начала помещают в рамки, из которых сложно выйти.
Отдавая детей в общеобразовательную школу, мы осознаём, что отдаём бриллиант, который всё равно нуждается в огранке. Если огранки не случается, то через несколько лет у детей пропадает из глаз огонёк. Ведь в первый класс они идут с жаждой знаний, они хотят учиться, и важно не погасить это желание.
Как же сохранить это любопытство? Ребёнку нужно попасть в то место, где учитель не подавляет его идентичность. Вообще дети стремятся что-либо узнать до 12 лет: читают, сохраняют запал что-то исследовать. А в 12 лет начинается пубертат, и здесь интересы уже другие. Больше внимания уделяется общению с ровесниками, приходит первая любовь… А вот до 12 лет — это период, когда ребёнок активно познаёт мир. И важно сделать акцент на методиках, по которым естественное желание получать новую информацию ничем не «забивается», а только поддерживается.
Как готовят педагогов по методике Монтессори? Какие требования предъявляют к учителям в вашем центре?
У нас на первом месте стоит не программа и не учитель, а сам ребёнок.
Одинаковых детей не бывает, поэтому одинаковой программы обучения не существует.
Ребёнок должен захотеть развиваться сам. Важно понять, чего ему не хватает, и тогда он начинает самостоятельно развивать необходимые навыки. Это всё природа: она тянет ребёнка, и он понимает, что нужно узнать конкретно сейчас.
Вы уделяете большое внимание сенсорным ощущениям. Почему они так важны?
Сенсорные ощущения напрямую связаны с математикой. Возьмём даже учебник Петерсон. Там сразу идут фигуры: один треугольник, два, пять… Если ребёнок никогда не видел треугольника, не ощущал, что у него три угла, то изучение фигуры доставит ему немало трудностей.
Или такой пример. «Длина этого отрезка — 5 сантиметров. Отнять 3 сантиметра». А ребёнок не знает, что такое длина. А сенсорный материал — это и есть такие понятия, как длинный-короткий, широкий-узкий.
В Монтессори всё построено на постепенном переходе от материального к абстракции. То есть сначала дети щупают, чувствуют, видят, а затем уже представляют себе всё абстрактно.

Чтобы ребёнок посчитал 3 + 2, он когда-то должен был это сделать на предметах. Это развивает фантазию. У некоторых в раннем возрасте нет ещё богатой фантазии, и такие упражнения помогают ей проявиться.
Какие возрастные группы существуют в вашей школе?
Есть несколько звеньев. Первое — примерно с 1,5 года до 3 лет, второе — с 3 до 6. То есть дети разновозрастные: те, кому 4 года, в одной группе с теми, кому уже 6.
Почему Мария Монтессори задумала именно такое распределение?
Наш мир никогда не бывает одновозрастным. Мы учимся общаться с людьми разного возраста. Когда дети в одном возрасте — это искусственно созданная среда, в жизни так не бывает. В разновозрастной среде нет конкуренции: трёхлетку никогда не станут сравнивать с четырёхлеткой. А пятилетка вообще захочет помочь младшим товарищам. И трёхлетки будут уважать старшего друга, который готов взять на себя ответственность.
Конкуренция отсутствует, зато есть взаимопомощь. И это некая модель семьи, ведь именно в семье ребёнок получает самое лучшее воспитание.

В наших группах обычно не меньше 25 человек. Если народу меньше, то у ребёнка нет возможности получить опыт полноценного общения.
И на всю эту группу у нас лишь один гид. Именно гид: слова «педагог» у нас нет. Ведь гид — это некий проводник. В данном случае между материалом и ребёнком. У гида есть два ассистента — это его помощники. Ассистенты взаимодействуют именно с гидом, задачи обслуживать детей перед ними не стоит.

Гиды обучаются педагогике Монтессори достаточно долго. Я, например, проходила несколько программ, обучалась в России, закончила курсы Голландской ассоциации Монтессори. И на каждом моменте нужно отчитаться за пройденный материал.

Наша организация проводит шестинедельные курсы, которые длятся с утра до вечера. И всё это время гиды учатся тому, чтобы овладеть показом материала, то есть презентацией. Также идёт знакомство с философией Монтессори, объясняется, кто такой ребёнок, ка к нему подходить, почему у него происходят те или иные процессы, что такое психология детства. Все эти курсы всегда очные: заочно невозможно вникнуть в методику.
Многим родителям нравится методика Монтессори, но часто им не по карману оплатить учёбу ребёнка. Почему такая цена?
Да, методика Монтессори никогда не была дешевой. Дело в том, что все материалы для обучения очень дорогостоящие, все выполнено из качественного сырья по спецзаказу.
Вообще обучение по Монтессори во всём мире обходится в тысячу — полторы тысячи долларов. Наш центр ещё не достиг таких цен, я искусственно сдерживаю стоимость: мне интересен сегмент родителей, относящихся к среднему классу. Эти семьи готовы вкладывать средства в образование, они смотрят в будущее. Такие родители хотят, чтобы дети оставили некий вклад в будущее.
Как быть тем родителям, кто не может позволить себе отправить ребёнка в центр Монтессори? Или тем, кто живёт в городах, где подобных центров нет?
Таким родителям я рекомендую читать книги и овладевать философией Монтессори. Всегда можно окружить ребёнка любовью. Но это особая любовь, с гиперопекой она не имеет ничего общего. У детей должна быть свобода выбора. Поэтому старшим необходимо создавать именно такую обстановку
Ребёнку надо дарить крылья в будущее, открывать для него горизонты. И если родители понимают это, то материалы Монтессори и сам гид отходят на второй план.
Конечно, в какие-то моменты встают вопросы профессионализма. Ведь родитель не всегда может показать тот или иной материал. Взять, к примеру, умножение или деление: он будет показывать так, как он привык, так, как он знает. А ведь гораздо лучше воспользоваться специальными инструментами.
Говорят, что Монтессори для всех детей, но не для всех родителей. Почему?
Действительно, при наборе в центр мы выбираем не детей, мы выбираем родителей. Нам важно сформировать клуб единомышленников, иметь одну цель. Бывает, приходит мамочка и начинает перечислять, какие ценности она хотела бы воспитать в своём ребёнке. И мы понимаем, что это наш человек.

Могу похвастать, что многие наши родители даже спустя годы остаются друзьями, продолжают ходить друг к другу в гости, несмотря на то, что дети учатся в разных школах. И это очень важно. Ведь они уверены в тех семьях, которые навещают, и тем самым для детей формируется безопасная среда, в основе которой лежит взаимоуважение.
У вас в центре есть курсы специально для родителей?
В нашей организации есть практика, когда родители либо становятся Монтессори-педагогами, либо открывают свои центры. В Астане есть несколько центров, и их открыли как раз мамы, которые некогда посещали мою школу. И они для нас не конкуренты, а единомышленники — вот что важно. Нас становится больше, а родители делают выбор в пользу лучшего для себя и для своих детей.
Как вы относитесь, к тому, что многие учебные центры комбинируют методику Монтессори с другими методиками образования и воспитания?
К такому феномену лично я отношусь с пониманием. Люди пробуют, изучают. Мой принцип такой: лучше что-то, чем ничего. Но вообще систему Монтессори невозможно с чем-то смешивать. Результат можно увидеть только если применять программу в чистом виде.
Педагогика Монтессори — это проживание детства, а не бесконечные кружки и занятия.
Какова цель методики Монтессори?
Мы воспитываем человека, который понимает, чего он хочет достичь в жизни, который счастлив от этого осознания. И он способен выйти за рамки своего мышления, он может создать что-то, что до него не было. Такой человек готов к чему-то новому. И все решения он будет принимать самостоятельно, то есть вне системы, которая порой навязывает определенные принципы. Мы готовим личность своего времени, своего места и своей культуры.